После освоения медитации со счетом медитирующему следует продолжить свою практику внимательно следя за каждым вдохом и выдохом, не прибегая к счету, но при этом стараясь не делать перерывов в концентрации. Концентрироваться следует на кончике носа, не выходя за пределы той области, где воздух только проникает в ноздри или покидает их. Медитирующий должен стремиться осознавать весь вдох, на всей его продолжительности, без отвлечения, но при этом его внимание не должно покидать место контакта с воздухом: это или ноздри или точка над верхней губой, где ощущается движение потока воздуха.
По мере наблюдения за вдохами и выдохами, они становятся все слабее и слабее, что порой даже трудно становится осознавать это тонкое ощущение прикосновения, вызванное движением воздуха. Требуется более острая внимательность, чтобы сохранять ощущение процесса дыхания. Но если медитирующий упорствует, однажды он почувствует другое ощущение, чувство легкости и счастья, а также изредка перед его мысленным взором может появляться что-то вроде светящейся звезды или похожего объекта, указывающий на приближение к стадии так называемой концентрации вхождения. Укрепляя новоприобретенный знак, можно культивировать полное умственное погружение (джхана) или, по крайней мере, предварительную концентрацию как основу для практики прозрения.
Практика внимательности к дыханию предназначена как для умственного успокоения, так и прозрения (саматха и випассана). А прозрение - это вообще цель всей буддийской медитации. Таким образом концентрация, достигаемая медитативной практикой используется для возможности ясного понимания реальности как самого себя, так и всего окружающего.
Хотя прозрение, ведущее к Ниббане, это конечная цель медитации, прогресс во внимательности и концентрации также может принести много пользы в нашей повседневной жизни. Если мы привыкли следить за своим дыханием на более длительный период времени и можем исключить все (или почти все) навязчивые посторонние мысли, то уровень осознанности, самоконтроля и эффективности во всех наших делах будет обязательно повышен. Как наше дыхание, так и другие процессы тела и разума, станут для нас яснее, и мы сможем узнать гораздо больше о самих себе.