Благородный путь | The Noble Path

Где есть ненарушимое счастье? В одиночестве, пребывая только в себе, там есть Бесконечность.

Не трать времени, медитируя на чакрах, нади, падмах, мантрах божеств или их формах. Если ты жаждешь освобождения, не занимайся практикой Йоги, джапы или чем-либо ещё такого рода.

Нет поклонения или молящегося, или джапы, или медитации. Нет ничего, что должно быть познано, кроме Пустоты.

Пока на всё, что человек видит, о чем думает и ищет для своей деятельности, влияет его судьба, пусть он медитирует на том, что превыше восприятия и даже воображения.

Тот, кто не медитирует на всепроникающей Пустоте, сам запутывается в сансаре, словно шелковичный червь в собственном коконе.

Как бы ни были благоприятны условия, в которых человек рождается в мире, всегда есть бесконечные страдания для личности, снова и снова, в каждом рождении; чтобы отвратить их, следует медитировать на бесконечной Пустоте.

Путь предписан только для достижения Знания. Оставь любые виды йоги, включающие действия, и медитируй на Пустоте.

Сосредоточением блуждающего ума (даже более непослушного, чем обезьяна) на абсолютно пустой Пустоте достигается нирвана.

Как огонь гаснет сам по себе, если не подбрасывать в него топлива, так и ум умирает, если не питать его мыслями.

Ум часто блуждает в мечтаниях или впадает в сон; будь бдительным и возвращай его к первичному состоянию снова и снова.

Когда однажды ум становится устойчивым, то следует оставить его в спокойствии; ни о чем не следует помышлять, только ум должен быть стабилизирован в его подлинном состоянии.

Ум ищет привязанность, и это заставляет его блуждать. Разрушь его привязанности так, чтобы повернуть его вовнутрь, и стабилизируй его там. Не беспокой ум теперь.

Ум не следует фиксировать на понятиях: "выше", "ниже", "снаружи" и "внутри"; он должен постоянно оставаться непривязанным.

Пробуждай спящий и успокаивай возбужденный ум; если ум не спит и не возбужден, не беспокой его. Когда ум, предоставленный самому себе, ни к чему не цепляется, ничего не захватывает и совершенно освобожден от мыслей, это означает освобождение.

Те, кто медитирует на абсолютной Пустоте и практикует до конца, утверждаются в том невыразимом состоянии, которое превосходит рождение и смерть. Мудрому не следует относиться к телу с отвращением; оно само умрет, когда истощится прарабдха карма.

Отключись от всех отношений к стране, статусу, касте, их обязанностям и думай постоянно о своем собственном естественном состоянии.

Не стоит пожинать плоды действий, мирской активности или религиозных ритуалов; наоборот, нужно освобождаться раз и навсегда от любых действий и норм поведения. Пусть ученик откажется от общепринятых обычаев и традиционных практик как звеньев его оков. Пусть он отвергнет любые чудотворные силы или амулеты, даже когда они прямо предложены ему. Ибо все они подобны веревкам для опутывания зверя и будут безусловно тащить вниз. Высшее Освобождение не достигается на этом пути. Его не найдешь нигде, кроме как в Бесконечном Сознании.

Должно упражняться в йоге всеми средствами по мере сил, вне зависимости от иных занятий. Празднеств следует избегать, даже если они проводятся в храмах или других священных местах.

Не следует интересоваться вредоносными молитвами (вызывание смерти или боли для врагов, или получение благосклонности от великих, или любви от возлюбленного). Почитание изображений не должно быть самоцелью.

Откажись от поклонения священным местам и образам, от выполнения религиозных обрядов, занимайся только медитацией на Сознании.

Бесстрастие есть уравновешенность в удовольствии и страдании, среди друзей и врагов, с простым камнем и с золотом.

Ученик не должен управляться желаниями и приносить удовлетворение чувствам. Ему следует обретать экстаз только в Пустоте, свободной от желания и страха. Должно всегда сохранять уравновешенность – в почести и бесчестии; одинаково относиться должно ко всем существам, не производя различия между собой и другими.

Ревность, злословие, напыщенность, страсть, зависть, любовь, гнев, страх и страдание должны постепенно искореняться до полного исчезновения.

Следует уклоняться от споров, мирских обществ и ссор. Даже духовным диспутам не следует предаваться – вне зависимости от их оценки.

Если человек свободен от пар противоположностей и живет в одиночестве (пребывая только в себе), то совершенная мудрость воссияет в нём даже в этом теле. Так как Освобождение – результат Знания, то чудотворные силы совершенно бесполезны; их желает только ученик, еще жаждущий мирских удовольствий.

Серьезные искатели, поклоняющиеся Просветленным при встрече цветами, водой, пищей или словом, делом и мыслью, – будут здесь же прощены после этого. Восхвалением Просветленных они разделяют их заслуги, а злословием – разделяют их недостатки.

Отбрось все страхи (следования по этому Пути) и оставь все сомнения. Отказываясь от привязанности и желания чего-либо, будь пылким в поиске окончательного Знания, с искренней преданностью и ясным умом (лишенным любого следа смущения).

Не претендуя на что-либо как "моё", исполненный сострадания, защищая все живые существа так, чтобы ни одно творение не страшилось тебя, следуй, искренне и непоколебимо, единственному пути.

Тот, кто может подчинить контролю свой ум, беспокойный и бурный, словно ураган, и удерживать его в состоянии спокойствия, есть поистине Брахма, Шива и Вишну. Он – Гуру всех богов; он – высочайший йогин и тот, кто достиг результата своей аскезы; он – тот, кто достиг истинно духовной Цели.

Средство, которым этот ум, беспокойный и движущийся быстрее ветра, может быть подчинен контролю, есть в действительности средство достичь Освобождения; Спокойствие ума – это единственное Благо для ищущих неизменной Реальности; это само по себе – чистое Сознание и состояние непоколебимости; более того, это одно – праведный долг для следования распознающим искателям; это одно – Милостыня; это одно – Аскеза. Познай, что тут нет сомнений. Когда ум движется пусть в малейшей степени, это – сансара, когда ум тверд и недвижен, это – Освобождение. Это несомненно. Поэтому познай, что мудрый искатель должен твердо удерживать свой ум высочайшим сознаванием Пустоты.

Счастье, достигнутое в Одиночестве (пребывая только в себе), есть высочайшее, безграничное Блаженство. Какой подготовленный искатель не будет наслаждаться этой высочайшей Реальностью, где абсолютно нет действий?

Оставив мирское знание, ученик, овладевший чистой мудростью, в которой нет объектов чувств, непременно достигнет Освобождения. Состояние ума, полностью лишенное всех привязанностей, – чистая Мудрость, которая должна быть достигнута. Пустота, которая суть бесконечное и всеобъемлющее Единое-Целое-без-второго, которая есть именно сияние чистой Мудрости, полностью лишенной видимых феноменов и состоящей из аспекта "Я" – это зерно, что плодоносит как Освобождение, даруя Спасение.

Никогда не размышляй, даже в наименьшей степени, о чакрах, нади, божествах, связанных с местонахождениями чакр, мантрокшарах (священных слогах для почитания этих божеств) и разнообразных мандала мурти, ибо это отвлекает от прямого Пути Знания. Те, кто ищет вечного Освобождения, не нуждаются в попытках практиковать повторение неисчислимых различных мантр и в методах Йоги, таких как пранаяма, задержка дыхания и концентрация.

Для тех, чьи умы постоянно расширяются, цепляясь к внешним объектам, движущие силы всегда будут возникать, вызывая увеличение уз. Познай, что если ум, блуждающий вовне, повернут вовнутрь ради пребывания в естественном состоянии, то человек уже не будет подвержен любым страданиям в мире. Соединяйся с той единой Всеобщностью, которая всепроникающа, не имеет внешнего или внутреннего, лишена всех представлений о направлениях, таких как верх, низ, между, которая принимает все формы при творении, но, однако, сама бесформенна, которая может быть познана только Сама по Себе и которая светит Своим собственным Светом.

Люди совершают действия, имея собственные цели в уме, и соответственно пожинают последствия своих действий при достижении этих целей. Поэтому не вовлекайся в такие действия, что несвободны от изъянов (ведущих к зависимости). Полностью отведи внимание от внешних объектов и концентрируйся только на том, которое не может быть видимо. Если человек не медитирует на этой великой всепроникающей Пустоте - пространстве Сознания, то он будет сансари (т. е. мирским), в вечной зависимости от земных привязанностей, подобно шелковичному червю в собственном коконе.

Все живые существа, независимо от вида, сильно страдают, снова и снова. Чтобы отвратить все эти страдания и печали, медитируй на великой Пустоте постоянно, без перерыва. Ум, стремящийся к мирским вещам, еще более беспокоен, чем обезьяна. Если его удерживать от блуждания к внешним объектам и держать в Пустоте, то Освобождение достигается непосредственно.

Расширяющийся вовне ум достигает Мира, успокаиваясь самотёком, если ему запретить держаться за что-либо, так же как огонь постепенно гаснет, если не подбрасывать в него топливо.

Благодаря сну и мыслям, ум всегда утрачивает свою остроту, его глупость растет, и он идет к гибели. Пробуждая этот ум с усилием и не позволяя ему блуждать, устанавливай его в состоянии Пустоты. Упорствуй в этом усилии, закрепляя ум снова и снова в его естественном состоянии. Когда однажды ум становится устойчивым, не следует как-то беспокоить его. Нет нужды думать о чем-либо еще, даже чуть-чуть, питая какие-либо сомнения. Прочно закрепив ум в этом состоянии (самоосознавания), сохраняй его спокойным.

Побуждай ум, который постоянно цепляется за некоторую опору (привязываясь к объектам чувств), избегать всех таких поддержек. Сделав свой ум, всегда беспокойный в прилипании к внешним поддержкам, неподвижным, не нарушай этого спокойствия даже на самую малость.

Медитируй на несравненной Пустоте, которая наполняет Собой разнообразные формы, оставаясь, однако, незапятнанной (будучи не затронутой ими), как пространство, охватывающее все творения, остается незапятнанным при их растворении.

Когда искатель вступает на Путь Практики, посредством которой его ум, беспокойный, словно ветер, делается навечно неподвижным, тогда цель рождения (его) как человеческого существа достигнута.

Не практикуй медитацию, закрепляя ум на шести центрах, адхара чакрах, – вверху, внизу, посередине или где-либо еще. Оставь все такие медитации, делай ум всегда свободным от любой поддержки (внутри или вовне). Если ум засыпает, пробуждай его. Если ты достиг состояния, где нет ни сна, ни движения ума, пребывай спокойно в нем – естественном (подлинном) состоянии. Состояние, в котором ум лишен возможности цепляться к любой поддержке, всегда безупречный и чистый, свободный от мирских привязанностей, есть природа Освобождения, достигнутого посредством Знания.

Полностью разгоняя все привязанности, всегда упорствуй в своей практике, чтобы усилить сознавание, которое затем воссияет с большей лучезарностью и ясностью. Познай, что тот, кто медитирует на высочайшей Пустоте, становится пребывающим в Ней посредством силы постоянной практики и определенно достигнет великого состояния, превосходящего рождение и смерть.

Боги и богини, достоинства, недостатки и их плоды, объекты привязанности и знание этих объектов – всё это ведет к зависимости в могущественной сансаре. Говорят, что все объекты привязанностей – это пары противоположностей. Когда человек поднимается над этими парами, то осознаёт Высочайшее. Такой йогин освобожден от зависимости.

Разумному не следует оставлять тело из отвращения к нему. Познай, что как только прарабдха карма, ответственная за творение тела, исчезнет, телесная ноша самопроизвольно спадет.

Почитание божеств в святых местах, почитание божеств повторением святых имен, жертвы ради предков, паломничества к святым местам, распространившимся по Земле, и соблюдение великих обетов – всё это не для него, серьезного практика, ищущего Освобождение.

Отрекись полностью от всех религиозных предписаний и дисциплин. Поскольку все виды действий кончаются узами, оставь все действия – планы, конфликты ума и привязанность к обязанностям своего круга.

Даже если устремленный овладевает многими видами сверхъестественных сил и магическими силами, и может демонстрировать их перед миром, ему следует отбросить привязанность ума к ним. Все эти силы – только узы. В дальнейшем они тянут человека следовать низкими Путями. Высочайшая Радость Освобождения не лежит ни на одном из них, но только в бесконечном Сознании. Должно неизменно заниматься практикой пребывания в Пустоте при всех условиях, не позволяя какому-либо особому событию действовать неблагоприятно.

Если, из-за сомнений, возникает заблуждение в форме тяготения к почитанию святых мест и храмов, то отвергай его немедленно.

Сохраняй беспристрастность в отношении ко всему; не увлекайся чем-либо; сохраняй самообладание и в счастье и в страдании; будь одинаковым с друзьями и врагами; обращайся одинаково с куском разбитого грязного горшка и с куском золота.

Избегай ненужных дискуссий и мирских общений. Не твори размолвок среди других. Не участвуй в обсуждениях Писаний. Оставь как слова брани, так и восхваления.

Постепенно и полностью избавься от ревности, злословия, напыщенности, страсти, ненависти, гнева, страха и печали. Если человек свободен от всех пар противоположностей и всегда живет в уединении (пребывая только в себе), он обретает совершенную Мудрость даже в этом теле и затем сияет лучезарным внутренним Светом. Познай это.

Освобождение достигается только Знанием. Сверхъестественными силами (сиддхи), такой плод недостижим. Однако, стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхи) и страстно ищут их.

Познай, что чистый безупречный практик достигнет Освобождения, искал он сверхъестественные силы или нет.